tgoop.com/CompromatSNG/13895
Last Update:
Куда ушли миллионы? В Узбекистане интересуются тратами фонда «Доверие», созданного для возврата средств Каримовой.
У гражданского общества Узбекистана появились вопросы к расходам секретариата фонда «Ишонч» («Доверие») — он же «Uzbekistan Vision 2030 Fund», который управляет средствами, возвращёнными из Швейцарии в рамках дела дочери первого президента РУз Гульнары Каримовой.
По данным на сайте фонда, только в 2024 году расходы на содержание секретариата фонда составили более $2 млн. На это обратила внимание журналистка и правозащитница Ирина Матвиенко, которая входит в консультативный совет фонда. Как пояснил ей руководитель фонда Йонас Аструп, эти средства были потрачены в совокупности за 2022–2024 годы.
Однако Матвиенко заявляет, что она не смогла добиться от Аструпа документов о трате средств. По её словам, сначала Аструп предложил ей изучить сайт по закупкам ООН, где нет нужной и полной информации, а затем и вовсе заявил, что секретариат фонда не занимается финансовыми вопросами — этим, якобы, управляет административный агент, подписавший соглашение с правительством Швейцарии.
Вместо документов журналисту предложили встречу с Комитетом по управлению фондом. Но без запрошенных документов предметного разговора не получится, а предоставят бумаги по расходам или нет — до сих пор не ясно, отметила Матвиенко.
«Это не деньги Швейцарии. Это не деньги ООН. Это деньги народа Узбекистана, и они должны расходоваться на народ Узбекистана максимально прозрачно. Народ имеет право знать, на что уходит каждый цент. Пока этой прозрачности нет даже для нас», — заявила Ирина Матвиенко.
В недавнем интервью «Газете.уз» Йонас Аструп рассказал о механизмах возврата средств Каримовой, подчёркнув, что в фонде участники выполняют лишь функцию «хранителей конфискованных активов».
«Вся наша цель и задача — обеспечить возвращение этих средств народу Узбекистана. Конечно, коррупция — враг номер один на пути к этой цели, она может проявляться в разных формах и проникать в процессы и операции разными путями. У нас есть надёжная система, чтобы минимизировать риск коррупции. Я не могу обещать, что мы полностью искореним коррупцию, но мы приняли множество мер для минимизации рисков», — сказал Аструп.
В основном, он говорил о мерах по предотвращении коррупции при расходовании средств, выделяемых на проекты в Узбекистане.
Аструп также предоставил журналистам инфографику потока денег в рамках реституции, но о расходах секретариата фонда не упоминал.
По словам Аструпа, фонд изначально создавался с прицелом на использование созданного механизма возврата средств и в других странах. С Узбекистаном фонд надеется на долгосрочные отношения: «В учредительных документах фонда предположено, что ежегодно будет капитализироваться по 100 миллионов долларов. Если так, то срок действия фонда может составить примерно 8−9 лет. Но это только предположение».
BY Компромат СНГ

Share with your friend now:
tgoop.com/CompromatSNG/13895