tgoop.com/proeconomics/16472
Last Update:
Желание США присоединить Гренландию рассматривается американскими элитами как чисто коммерческая сделка, обусловленная историей их страны – об этом напоминает «Российский внешнеэкономический вестник», №2, 2025. «Это просто часть экономики».
«Как показывает историческая ретроспектива, территориальное становление США в значительной степени базировалось на покупке территорий. В 1803 г. США приобрели у наполеоновской Франции Луизиану, огромную территорию к западу от р. Миссисипи, на которой в настоящее время расположены 15 штатов срединной зоны США, в частности, «штаты Великих равнин». В 1819 г. у Испании была куплена Флорида. В 1853 г. после американо-мексиканской войны 1845-1848 гг. для «выравнивания границы» у Мексики была куплена (помимо прямой аннексии Техаса, Калифорнии и будущих штатов «Дикого Запада») территория части нынешних штатов Аризона и Нью-Мексико. В 1867 г. была совершена сделка по покупке Аляски у России.
Интересен тот факт, что уже имелся прецедент территориальной коммерческой сделки с Данией: в 1917 г. США купили датские Виргинские острова в Карибском море, предоставив им статус «неинкорпорированной организованной территории». Данный статус предполагает модель фактического присоединения к США при сохранении юридического нюанса: территория находится под верховным управлением США при наличии внутреннего гражданского самоуправления (т.е. де-факто правительства США), но не является частью какого-либо штата. Указанным статусом, помимо Американских Виргинских островов, обладают Содружество Пуэрто-Рико в Карибском море, Гуам, Содружество Северных Марианских островов и Американское Самоа в Тихом океане.
Таким образом, для политического истеблишмента США приобретение новых территорий (в том числе, путём покупки) психологически и коммерчески не является чем-то новым и неосуществимым. Тем более что организационные формы оформления подобного рода присоединений уже апробированы».
А что есть ценного в Гренландии, что США так настойчиво хотят её купить у Дании (и местной власти)? Кроме урана и газа это всё те же редкоземельные металлы:
«Гренландские месторождения урана относятся к категории крупнейших в мире. На острове также были открыты месторождения драгоценных металлов - золота, серебра, платины, а также редких драгоценных камней - алмазов, рубинов и практически уникального камня тугтупита («олений камень»).
Велики объемы углеводородов в недрах Гренландии: запасы нефти оцениваются в 13% от мировых неразведанных запасов, а объёмы запасов природного газа - в 30% мировых. При этом более 80% ресурсов углеводородов залегают на шельфе острова. Контроль над Гренландией имеет и стратегическое измерение: принадлежность острова к арктическому региону позволяет в перспективе ставить вопрос о владении и доступе к эксплуатации запасов углеводородов на шельфе полярной зоны Арктики.
Однако, как представляется, глубинной причиной интересов США к природным ресурсам Гренландии являются её богатейшие запасы редкоземельных металлов (в частности, лития, ниобия, тория, циркония, тантала, бериллия, иттрия и др.). Их совокупный объем оценивается в 38,5 млн т (примерно 30% от общемирового уровня) и выдвигает Гренландию на второе место в мире по запасам после КНР.
Значимость редкоземельных металлов для современного промышленно-техно-логического развития определяется все возрастающей необходимостью их использования в различных сферах высокотехнологичного инновационного производства - от передовых отраслей машиностроения и металлургии до атомной, аэрокосмической промышленности, военно-промышленного комплекса, производства электронного оборудования и оборудования оптической связи, химического производства и бытовых приборов».
BY Proeconomics
Share with your friend now:
tgoop.com/proeconomics/16472