tgoop.com/moscow_laundry/14618
Last Update:
Там, где вековая лежала пыль
Специально для «Московской прачечной» генеральный директор «ГЕНОМ.МЕДИА», автор телеграм-канала «Что, простите?» Дмитрий Федечкин
В России в очередной раз заговорили о заградительных пошлинах на ввоз иностранных автомобилей. Предложение об увеличении утилизационного сбора только на первый взгляд выглядит незначительной, косметической корректировкой. При сохранении существующей ценовой конъюнктуры даже такое повышение переведет за грань здравого смысла «серый» импорт автомобилей, живущий, по сути, на 10–20% рентабельности. Не самая большая маржа, учитывая все заморочки по общению с иностранными партнерами и отечественной переменчивой таможней.
Каждый раз, когда речь заходит о заградительных пошлинах, в ход идут самые что ни на есть светлые и убедительные аргументы в пользу защиты отечественного производителя и тех инвесторов, которые решили вложиться в российский автопром. Еще несколько лет назад, отвечая на опостылевший, но скользкий вопрос о пересадке чиновников на отечественные авто, наиболее находчивые отвечали так: мол, не смотрите на шильдик — смотрите на место производства. И не были так уж неправы: первый этап локализации производства импортных автомобилей в России страна прошла верным курсом, ранее успешно проторенным Китаем. Помните, сколько десять-пятнадцать лет назад было публикаций и сюжетов про «калужское чудо», про автомобильный кластер в этом регионе.
Но, сказав «А», в стране как обычно очень фривольно отнеслись к последующим буквам алфавита. Иностранные партнеры крайне неохотно делились с Россией технологиями (в том числе, вероятно, вспоминая ту ловушку, в какую загнали их в КНР), хоть у кого-то и создалось впечатление, что мы за ними ходили, как в супермаркет. Процент локализации проявил чудеса гибкости и адаптивности: его стали фиксировать то в килограммах, то в штуках (когда один болт стал равен одному силовому агрегату). Вся эта вертлявость свидетельствовала о том, что ранее заявленные темпы импортозамещения не выдерживаются. И до сих пор не понятно, были ли это объективные или все-таки субъективные факторы. Одно мы знаем точно: даже в условиях СВО архитекторы этой модели развития отечественного автопрома пошли на повышение. Хотя реализация проекта оказалась проваленной и по срокам, и по смыслам. Если говорить укрупненно, локализация ограничилась импортозамещением по части металла, автостекла и РТИ. Однако после известной даты в феврале прошлого года и бегства иностранных компаний из России вдруг выяснилось, что автомобиль с таким набором попросту не едет. И калужское экономическое чудо вмиг рухнуло, оказавшись колоссом на глиняных ногах.
Судя по мотивационной части лоббистов повышения заградительной пошлины, ставку опять планируется сделать на производство автомобилей внутри страны — только теперь с китайскими партнерами. Каждый имеет право на собственное мнение насчет того, сработает в этот раз задумка или нет. Памятуя о том, что автопром для КНР — вопрос прежде всего занятности, эта задумка вызывает вполне себе здоровый и прокачанный скепсис. С другой стороны, все другие возможные варианты развития автопрома — кристальной воды цугцванг и самообман. Просто в этот раз крайне не хочется оказаться в ситуации, чтобы оплата неудавшейся реформы легла на кошельки граждан, а единственным выгодоприобретателем при ее провале станет очередной условный Мантуров.
Ну, и напоследок, вдруг не знали. Цена популярного ныне в РФ кроссовера Chery Tiggo 7 pro на внутрикитайском рынке составляет 17 тысяч долларов, что при нынешнем курсе валют приравнивается к стоимости отечественной Lada Vesta на автомате (комплектация временно недоступна).
Выдохнули? Живите с этим.
BY Московская прачечная
Share with your friend now:
tgoop.com/moscow_laundry/14618