tgoop.com/moderntalkingsovremenniyrazgovor/45051
Last Update:
Еще один элемент новой стратегии Азербайджана, сформировавшейся в условиях Карабахской войны после 2020 года, — защита прав азербайджанцев за рубежом. Азербайджан начал более активно отстаивать права и достоинство азербайджанцев, проживающих за пределами страны. Исторически Баку придерживался осторожного подхода к вопросам диаспоры и соотечественников за рубежом, однако недавние геополитические события спровоцировали стратегический сдвиг.
Особое внимание к правам и безопасности иранских азербайджанцев стало одним из поводов для общественного обсуждения этой темы. Во время недавнего израильско-иранского военного противостояния взрывы в Тебризе и других северных иранских городах, населенных миллионами этнических азербайджанцев, вызвали тревогу в Баку — особенно в общественных кругах, где социальные сети стали основной площадкой для выражения фрустрации по поводу атак на Тебриз и другие города, населенные азербайджанцами. Хотя официальные власти Азербайджана воздерживались от прямых комментариев по внутренним делам Ирана, уязвимость иранских азербайджанцев в условиях боевых действий со стороны Израиля стала предметом широкой обеспокоенности.
Азербайджанское общество, симпатизирующее Израилю за его роль в победе Азербайджана в Карабахской войне 2020 года, оказалось в замешательстве, наблюдая за действиями израильских военных самолетов, наносивших удары по целям на окраинах Тебриза и других городов с преобладающим азербайджанским населением. Эта ситуация была оперативно использована иранской пропагандой, породившей риторику о том, что «союзник Азербайджана — Израиль — бомбит азербайджанцев в Иране».
В ответ Азербайджан оперативно и на разных уровнях — преимущественно неофициально — донес до Израиля просьбу воздержаться от ударов по районам, населенным этническими азербайджанцами. В ряде случаев также прозвучали публичные заявления, свидетельствующие о наличии обеспокоенности в Баку.
Дело о преследовании, задержании и убийство представителей азербайджанской диаспоры в Екатеринбурге по неясным юридическим основаниям стало еще одним тревожным сигналом. Реакция Азербайджана на эту ситуацию подчеркнула возрастающую значимость вопросов безопасности его диаспоры.
Одним из наиболее ярких проявлений новой доктрины стало усиление политической поддержки общины западных азербайджанцев. Если ранее эта тема оставалась на периферии официальной политики, то сегодня возвращение западных азербайджанцев рассматривается как одно из ключевых направлений внешнеполитической повестки Азербайджана. Принятая на прошлой неделе в Стамбуле резолюция Совета министров иностранных дел Организации исламского сотрудничества (ОИС) лишь укрепила эту позицию.
В основе данной развивающейся доктрины лежит принцип стратегической взаимности. Региональные акторы, систематически использующие этнические меньшинства в качестве инструмента внешнеполитического давления, побудили Азербайджан выработать зеркальные механизмы реагирования:
• Армения до 2020 года активно использовала тему карабахских армян в международной политике против Азербайджана;
• Россия продвигает концепцию «Русского мира» как основание для вмешательства в дела соседних стран;
• Иран экспортирует свою революционную идентичность через религиозные и культурные прокси-группы за пределами страны.
Очевидно, что в Баку пришли к выводу: в условиях, когда этническая идентичность становится инструментом политического давления, игнорирование судьбы азербайджанских общин за рубежом делает страну уязвимой к асимметричным операциям влияния. Новый подход направлен на устранение этой уязвимости — путем обеспечения правовой и политической защиты азербайджанских соотечественников за пределами государства.
@CPBView
BY Современный разговор с Расимом Бабаевым
Share with your friend now:
tgoop.com/moderntalkingsovremenniyrazgovor/45051