tgoop.com/kontext_channel/56896
Last Update:
Госдума рассмотрит поправки, вводящие наказание за поиск экстремистских материалов в интернете. Если законопроект примут, то в России впервые появится ответственность за потребление контента
Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству порекомендовал принять во втором чтении поправки к законопроекту, ужесточающему административную ответственность за отдельные правонарушения в сфере транспортно-экспедиционной деятельности и нарушения в сфере связи и информации.
За умышленный поиск в интернете (в том числе с помощью VPN) заведомо экстремистских материалов (включенных в соответствующий список или перечисленных в законе о противодействии экстремистской деятельности) предлагается ввести штраф для физлиц от трех до пяти тысяч рублей.
За распространение рекламы «программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен» (VPN-сервисов) в законопроекте предусмотрен штраф для граждан от 50 тысяч рублей до 80 тысяч, для должностных лиц — 80-100 тысяч, для юрлиц — 200-500 тысяч рублей.
Forbes отмечает, что поправки ко второму чтению внесены в законопроект, изначально предусматривающий только штрафы для экспедиторов. Среди авторов документа — врио губернатора Александр Хинштейн и депутат Василий Пискарев.
Юристы обращают внимание на то, что ранее в российских законах не было ответственности за потребление контента.
Поисковые запросы пользователей хранят поисковые системы, «кроме того, для выявления такого нарушения можно использовать историю поисков в аккаунте Google либо на изъятом устройстве проверять историю браузера и результаты автозаполнения». Операторы связи также имеют доступ к информации о том, на какие сайты и в какие приложения заходят пользователи.
По мнению экспертов, после принятия этих поправок в КоАП можно ожидать более частой «проверки устройств» уличными патрульными и более активного использования режима инкогнито в браузере от пользователей.
При этом источник Forbes подчеркивает, что неясно, как именно можно доказать, что человек искал что-либо заведомо экстремистское в интернете без изъятия его устройства.