tgoop.com/historiansnotes/14926
Last Update:
Кавказские коллаборанты против СССР
Продолжение. Часть 13в/14. Политический коллаборационизм грузинских эмигрантов: «предприятие «Цеппелин», зондерштаб «К» и «штаб связи»
В состав грузинской группы «Зондерштаба» входил также один из лидеров грузинских национал-демократов – Александр Асатиани, Дмитрий Синджикашвили и Александр Цомайа, ставший впоследствии представителем Грузинского штаба связи в кавказской секции «Предприятия «Цеппелин».
Зондерштаб имел ряд секций:
- грузинскую (во главе со С. Чавчавадзе - дядей Зураба Чавчавадзе, серого кардинала монархо-олигарха К. Малофеева),
- северокавказскую во главе с А. Кантемиром и А. Магома,
- азербайджанскую (глава - А. Алибеков), армянскую (А. Джамалян),
- калмыцкую (инициативный коллабор Ш. Балинов, который самоубился в 1951 г., не вынеся Победы Советского Союза).
Примерно также представители зондерштаба видели и будущее Кавказа: Грузию, Армению, Азербайджан и Северокавказское государство под нацистским протекторатом – гласила записка С. Чавчавадзе на имя высшего руководства Третьего рейха, согласованная со всеми лидерами зондерштаба «Кавказ».
Представители «зондерштаба» освободили из лагерей для советских военнопленных в Ставрополье ряд кавказцев, которые отправились на обучение разведывательно-диверсионному делу в школах «Цеппелина». Как и в случае с коллаборантами из НТС, «зондерштабовцы» имели и тайную от нацистов цель. Они надеялись, если СССР распадется по национальным республикам, провозгласить Временное правительство Грузии (а возможно – и Кавказской конфедерации) без участия коммунистов. М. Кедиа рассчитывал, что Временному правительству удастся лавировать между Германией и Турцией. После поражения вермахта в битве за Кавказ грузинские политические эмигранты направили гитлеровскому руководству ряд писем с требованием признать независимость народов Кавказа, но эти документы не имели успеха. В октябре 1943 г. Грузинский национальный комитет (он же зондерштаб «Кавказ») распался. На смену ему пришли «штабы связи» между нацистскими органами власти и коллаборантскими легионами из советских народов. По свидетельству профессор Г. фон Менде, Восточное министерство рассматривало кавказские штабы связи в качестве полномочных политических представительств народов Кавказа в Берлине, прилагая все усилия для того, чтобы добиться подобного подхода и со стороны других германских министерств и ведомств. Но достигнуть этого так и не удалось.
Продолжение следует
BY Заметки историка / Historian's notes

Share with your friend now:
tgoop.com/historiansnotes/14926
