tgoop.com/rightcourse/113045
Last Update:
Люблю современных республиканистов, люблю и Цицерона, которого они поднимают на знамя: «Общее дело (res publica) есть достояние народа (res populi). Народ же... собрание многих, объединённое общностью пользы и разумным согласием (consensus) о праве» (De re pub. I, 25).
Между тем, Цицерон совсем не зациклен, как современный либерал, на «разумном согласии» в вопросах общежития, будто такое согласие может быть достигнуто у всех со всеми. Если говорить в современных терминах, Цицерон выдаёт базу не только республиканства, но и этноцентризма: нужно предварительное дорациональное, пред-рассудочное условие, без которого такого согласия не случится: «взаимная доброжелательность и привязанность». Это возможно, когда народ, составляющий политическое тело, понимает себя как расширенную семью и имеет общий культ.
«От природы общая черта всех живых существ — продолжать свой род, первоначальные узы состоят в самом супружестве, далее — в появлении детей, затем в создании одного дома и общего имущества; это уже начало города (urbis, т. е. гражданской общины) и как бы рассадник республики (seminarium rei publicae)... Это появление и распространение потомства служит началом республик (origo rerum publicarum). Кровное родство связывает людей взаимной доброжелательностью и привязанностью. Ведь великое дело — иметь одни и те же памятники предков, совершать одни и те же священнодействия, иметь общие места для погребения» (De offic. I, 54–55).
BY Правый курс
Share with your friend now:
tgoop.com/rightcourse/113045
